Перцептивная перспектива

Из сказанного видно, что линейная перспектива, как таковая, в силу ее «фотографичности» не способна в полной, мере ответить таким требованиям, так как в ее основе лежат два начала: размеры предметов уменьшаются в пропорциональной зависимости от расстояния до них; параллельные прямые, лежащие в объективном пространстве, сужаются у горизонта (например, рельсы железнодорожного полотна).


Изобразим перцептивную перспективу, то есть перспективу, построенную с учетом «поправок» психофизического восприятия человека и сравним ее с линейной перспективой. С этой целью обратимся к примеру, который наглядно показывает, что дальние планы для левого рисунка линейной перспективы и правого – перцептивной перспективы – совпадают, что не наблюдается на ближнем плане. В системе перцептивной перспективы ближний план будет принимать вид аксонометрии.

Ширина же квадратных плит будет одинаковой, хотя для перцептивной перспективы изображение будет крупнее. Это давно подмечено и используется художниками, когда они хотят показать передний план. Используют это свойство и архитекторы. При изображении больших зданий и ансамблей, занимающих все поле зрения, обычно применяют линейную перспективу, а для изображения архитектурных деталей, рассматриваемых вблизи, – аксонометрию.

Анализ позволяет заметить, что действие законов механизма константности правого рисунка в сравнении с левым наиболее выразительно читается в области четкого зрения (на рисунках сплошные линии), тогда как па периферии нашего зрения (прерывистые линии) эти законы теряют свою силу. На основании сказанного можно заключить, что линейная перспектива не всегда удовлетворяет требованиям художников и архитекторов и они вносят «поправки» перцептивной перспективы.