Композиция листа

Композиция листа    очень  важный  критерий при оценке работы.  Помните, что в конце экзамена вы сдаете в приемную комиссию не композицию из геометрических тел,  а лист.  Лист  не  просто  носитель информации.  В рисунке лист есть произведение  искусства,  ибо  вне листа произведение не существует,  как фильм  не  существует  вне  экрана.  В Японии,  когда детей  начинают учить каллиграфии, обязательно  говорят  им  примерно  следующее: «Посмотрите,  как  прекрасен  лист  белой  бумаги. Задача рисующего заключается в том, чтобы с каждой линией лист становился лучше,  а  не хуже».  Из сказанного следует, что композиция листа столь же важна,  как  и  композиция  на  листе.  Лист  надо  закомпоновать плотно,  но не переуплотнено.

Силуэт композиции  из  геометрических  тел  должен  быть живым  и  певучим,  как  линия  в  рисунке,  выражая общий  замысел  работы.  Все  свободные,  незанятые телами  поля должны быть уравновешены,  красивы  по  пятну и  по  пропорциям.  Вообще,  понятия «композиция  на листе»  и  «композиция листа»  связаны  так плотно,  что  совершенно  невозможно  определить,  где  заканчивается  одно  и  начинается другое.

Лист  это условное пространство,  композиция  тоже  занимает  пространство  (иллюзорное). Эти два пространства не только должны  находиться  в  одном  месте,  но  и  гармонично  сосуществовать,  взаимно учитывая характер друг друга.  Лист (имеется  ввиду формат А-3)  имеет определенные границы    вертикали  и  горизонтали.  Эти  линии вместе с диагоналями задают основные направления,  по  которым  развивается  пространство листа. Кроме того,  это  пространство  имеет глубину,  причем  неоднородную:  наибольшую    в  центре,  наименьшую по краям, самые плоские участки листа  в его углах (стремление убрать эти плоские  места привело  к арочной  и  овальной  формам  изобразительных  поверхностей).  Композиция  из  геометрических тел должна учитывать эти особенности и некоторым образом подчиняться им.

Так композиция, учитывающая в своей структуре прежде всего края листа,  имеет  прямоугольные  очертания.  В  такой композиции,  когда лист заполнен  почти до предела, лучше не размещать в углах листа геометрические  тела,  имеющие  наибольшие  объемные характеристики,  например,  шары. Такие прямоугольные композиции    корпусные,  массивные,  уравновешенные,  но,  как  правило,  не  очень  интересные  и часто  вызывают ощущение,  что автор  старался  не создать композицию,  а просто равномерно заполнить лист.  Лучше,  когда в композиции  на листе остается  больше  поля,  которое  взаимодействует  с пространством  между  геометрическими  телами внутри  самой  композиции.  Так,  например,  композиция  в форме овала,  как  правило,  хорошо гармонирует с пространством листа, располагаясь в наиболее  глубоком  месте,  оставляя  незанятыми «плоские» углы. Х-образная композиция подчинена диагоналям  листа.  Эти  направления  могут  быть равными  по  силе  и,  таким  образом,  уравновешивать друг друга,  а в другом случае одна из диагоналей  может доминировать.

Возможны  также  S  и Z-образные композиции, которые строятся на особо  сложном,  как  правило,  непогашенном  движении,  или  погашенном,  но  не  до  конца.  Иногда встречаются  интересные  композиции  в  виде восьмерки,  совсем  редко    построенные  в  виде «бублика»  (кольцеобразные).  Возможны  и  другие принципы  компоновки,  но  перечислять  их  все  нет смысла,  поскольку  композиция  листа  рождается совместно  с  общим  замыслом    он  вам  и  должен подсказать  наиболее  интересное,  грамотное,  выигрышное  решение.  Запомните одно  главное  правило:  не  может  быть  хорошей  экзаменационной работы,  если  сам  лист  некрасив,  если  он  перекошен  массами тел,  неравномерно  и  бессмысленно перегружен в отдельных местах и пуст  в других.