Композиция листа
Композиция листа

Композиция листа — очень важный критерий при оценке работы. Помните, что в конце экзамена вы сдаете в приемную комиссию не композицию из геометрических тел, а лист. Лист не просто носитель информации. В рисунке лист есть произведение искусства, ибо вне листа произведение не существует, как фильм не существует вне экрана.

В Японии, когда детей начинают учить каллиграфии, обязательно говорят им, примерно, следующее: «Посмотрите, как прекрасен лист белой бумаги. Задача рисующего заключается в том, чтобы с каждой линией лист становился лучше, а не хуже». Из сказанного следует, что композиция листа столь же важна, как и композиция на листе.

Лист надо плотно, но не переуплотнено. Силуэт композиции из геометрических тел должен быть живым и певучим как линия в рисунке, выражая общий замысел работы. Все свободные, незанятые телами поля должны быть уравновешены, красивы по пятну и по пропорциям. Вообще, понятия «композиция на листе» и «композиция самого листа» связаны так плотно, что совершенно невозможно определить, где заканчивается одно и начинается другое. Лист — это условное пространство, композиция тоже занимает пространство (иллюзорное).

Композиция листа
Композиция листа

Эти два пространства не только должны находиться в одном месте, но и гармонично существовать, взаимно учитывая характер друг друга. Лист (имеется в виду формат А-3) имеет определенные границы — вертикали и горизонтали. Эти линии вместе с диагоналями задают основные направления, по которым развивается пространство листа. Кроме того это пространство имеет глубину, причем неоднородную: наибольшую — в центре, наименьшую — по краям, самые плоские участки листа — в его углах (стремление убрать эти плоские места привело к арочной и овальной формам изобразительных поверхностей).

Композиция листа
Композиция листа

Композиция из геометрических тел должна учитывать эти особенности и некоторым образом подчиняться им. Так, композиция, учитывающая в своей структуре прежде всего края листа, имеет прямоугольные очертания. В такой композиции, когда лист заполнен почти до предела, лучше не размещать в углах листа геометрические тела, имеющие наибольшие объемные характеристики, например, шары. Такие прямоугольные композиции — корпусные, массивные, уравновешенные, но, как правило, не очень интересные — они часто вызывают ощущение, что автор старался не создать композицию, а просто равномерно заполнить лист.
Лучше, когда в композиции на листе остается больше поля, которое взаимодействует с пространством между геометрическими телами внутри самой композиции. Так, например, композиция в форме овала, как правило, хорошо гармонирует с пространством листа, располагаясь в наиболее глубоком месте, оставляя незанятыми «плоские» углы. «Х»-образная композиция подчинена диагоналям листа.

Композиция листа
Композиция листа

Эти направления могут быть равными по силе и, таким образом, уравновешивать друг друга, а в другом случае одна из диагоналей может доминировать. Возможны также Б и Л — образные композиции, которые строятся на особо сложном, как правило, непогашенном движении, или погашенном, но не до конца. Иногда встречаются интересные композиции в виде восьмерки, совсем редко — построенные в виде «бублика» (кольцеобразные). Возможны и другие принципы компоновки, но перечислять их все нет смысла, поскольку композиция листа рождается совместно с общим замыслом — он вам и должен подсказать наиболее интересное, грамотное, выигрышное решение. Запомните одно главное правило: не может быть хорошей экзаменационной работы, если сам лист некрасив, если он перекошен массами тел, неравномерно и бессмысленно перегружен в отдельных местах и пуст — в других.