ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Чтобы научить­ся изображать повороты четырехгранника и пира­миды вокруг вертикального ребра, нарисуйте схему
поворота, а затем постройте повороты геометри­ческих тел на основе схемы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ.

Схема, на основе которой можно построить поворо­ты пирамиды и четырехгранной призмы, та же, что и для построения поворотов куба. В ее основе два квадрата и две окружности. Пропорции призмы от­личны от тех, к которым вы уже привыкли — длинная грань призмы равна диагонали квадрата основания (рис. 7.43), такова же и высота пирамиды (рис. 7.44).

Последовательность выполнения рисунков по­ворота призмы и пирамиды очень похожи. Начните с построения плана поворота в перспективе. Вни­мательно следите за тем, чтобы средние линии од­ного квадрата совпадали с диагоналями другого.

Когда вы убедитесь, что построение плана правиль­ное, можете развивать рисунок по вертикали вверх. Окружности и квадраты плана превращаются в ци­линдры и четырехгранные призмы. Сначала нари­суйте эллипсы с общей вертикальной осью враще­ния. Эллипсы располагайте на одинаковом рассто­янии друг от друга, оно равно стороне квадрата ос­нования призмы или пирамиды, совершающих по­ворот. Количество эллипсов зависит от количества поворотов. В наших примерах таких поворотов пять.

Вертикальными прямыми перенесите на эллипсы с плана вершины квадратов и простройте их. Верши­ны всех квадратов лежат на внешних эллипсах и ка­саются внутренних.
Нарисуйте первое тело. Если это призма, то ее изображение не должно вызвать у вас никаких зат­руднений. В построении пирамиды, пожалуй, един­ственная сложность — ее высота. Обратитесь к пла­ну, по нему вам легко будет определить и направле­ние высоты пирамиды, и ее размер. Теперь к пер­вому нарисованному геометрическому телу прири­совывайте следующие тела, ориентируясь на точки и направления, заданные пространственной схе­мой. Линейно-конструктивный рисунок поворота четырехгранника представлен на рис. 7.45, тональ­ный — на рис 7.46, линейно-конструктивный рисунок поворота пирамиды представлен на рис. 7.47, то­нальный — на рис 7.48.