Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел
Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел

Переход от рисования геометрических тел к рисунку архитектурных форм на их основе — радостный и долгожданный момент для того, кто начал осваивать архитектурную профессию. Этот момент знаменует окончание студий в их чистом виде и начало творчества. Задания этой части пособия (как и всех предыдущих) носят сугубо учебный характер, но конечная цель обучения рисунку архитектора в них виднее, а возможных моментов для проявления своей фантазии — больше.

Для начала необходимо представить себе, как из простой геометрической формы получить некое подобие архитектуры? Это можно сделать тремя разными способами. В первом — сложная форма «набирается» из разных геометрических объемов. Вспомните какую-либо крепостную башню или колокольню. В ее основе чаще всего куб или прямоугольная призма, иногда цилиндр. Выше — четырехгранная призма меньшего размера или же шестигранник. Еще выше — цилиндр, а венчает все небольшой шар. В качестве элементов перехода между основными объемами выступают усеченная пирамида или конус. Точно также можно увидеть сочетание простых геометрических тел и в других архитектурных объектах.

Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел
Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел

Второй способ — «вырезание» из простой геометрической формы более сложного объема. Это чем-то напоминает подход Микеланджело, который говорил про свои скульптуры, что он просто берет глыбу камня и отбрасывает все лишнее. Третий способ — «движение» простой формы в пространстве (поступательное или вращательное), когда сложный элемент является повторением более простого. Например, винтовую лестницу можно представить как сегмент цилиндра, двигающийся в пространстве вокруг некой оси. Такая геометрическая основа архитектурных форм, разумеется, неслучайна. Для первых строителей, ограниченных в технологических возможностях, формы и материалы, дарованные природой, были значительным подспорьем.

Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел
Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел

Первая колонна — это ствол дерева, т. е. цилиндр, обтесанный камень — куб или призма. Есть и другая причина, почему самые древние объекты строительной деятельности часто. В древних культурах математические знания (и в частности, геометрия) были священны, они давали силу и власть, предоставляя возможность проникнуть в божественный промысел, понять законы, по которым строится мир. Именно так относились к знаниям мудрецы Шумера, халдеи, также понимали их и египетские жрецы. Именно так, из стремления связать свой мир с космосом и вечностью, возникли древние пирамиды Египта, самые знаменитые из которых, пирамиды в Гизе, до сих пор поражают своей геометрической безупречностью. В античные времена обожествляли математику представители Пифагорейской школы, развившие способы геометрических построений, доставшиеся им в наследство от древних. Их способы легли в основу построения архитектурных форм Ренессанса и классицизма.

Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел
Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел

В современном мире знания не носят сакральный характер. Технологическая свобода, которую получило современное общество, выводит строительную индустрию на такой уровень, на котором для нее практически нет невозможного. Архитектор в своем творчестве свободен от прежних догм, сам способ его мышления другой — он вольно распоряжается объемом, реализуя в конструкции, в материале те формы, которые мастера прошлого не смогли бы создать даже в своем воображении.

В последующих заданиях вам предлагается самостоятельно изобразить архитектурные формы различной сложности, предварительно представив в их основе простые геометрические объемы. Поскольку мы имеем здесь дело с процессом мышления, в значительной степени абстрактным, то не так уж важно, каким из трех предложенных способов вы будете это делать. Выбирайте самый простой и понятный для вас путь.