ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ. Получить начальные навыки в технике штриховки. Составить четкое представле­ние о том, как выглядит штриховое пятно и как до­стичь на практике его ровной, однородной фактуры. Подобрать материалы для дальнейшей работы.

ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ.
Создавайте на листе тональные пятна различного тона, фактуры и разме­ра, используя технику штриховки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ.

Штриховое пятно создается путем последователь­ного наслаивания друг на друга штриховых слоев. Каждый следующий слой должен отличаться от пре­дыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, необходимо накладывать слои под неболь­шим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик — ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал — вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала про­кладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении — как правило, оно лежит в диа­пазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направле­ние штриха и накладывают второй слой, затем, из­менив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет до­стигнут нужный тон. Такова техника создания тонального пятна. Однако, чтобы овладеть ею в совер­шенстве, необходимо разложить этот процесс на отдельные этапы и осваивать их последовательно, не торопясь и не забегая вперед. Все эти этапы — от
первой штриховой линии до большого тонального пятна — представлены на рис. 4.22 и рис. 4.23. Даже если вы уже имеете определенный опыт в штрихов­ке, не пренебрегайте отработкой первых стадий, просто они займут меньше времени, и вы сможете быстрее перейти к последующим, более сложным упражнениями.

Начните с одного штриха. Отнеситесь к нему очень внимательно, ибо его качество определяет качество всего тонального пятна. Штрих накладыва­ют сверху вниз, держа карандаш ближе к отточенно­му концу. Штриховая линия меняет тон и толщину на своем протяжении, она может иметь акцент в своем начале и плавно ослабевать к концу, становясь свет­лее и тоньше. У других, так называемых «мягких штрихов», тон плавно усиливается к середине. Мяг­кий штрих позволяет плавно стыковать штриховые полосы и создавать тональные пятна, значительные
по площади.