ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ. Получить начальные навыки в технике тушевки, научиться создавать ровные по тону и однородные по фактуре тональные пятна, а также плавные тональные переходы. Подобрать ма­териалы для дальнейшей работы.
ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Разделите лист пря­мыми линиями произвольного направления, так как вы уже делали в Задании 32. Тонируйте полученные
плоские фигуры, используя технику тушевки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДА­НИЯ

Тушевка позволяет быстро, гораздо быстрее, чем штрих, создать значительные по разме­ру тональные пятна. Обычно для тушевки используют мягкий карандаш, держат его дальше от за­точенного конца под небольшим углом к плоско­сти листа. Двигая карандаш из стороны в сторону, наносят на бумагу широкие графитные полосы, размытые края которых накладываются друг на друга и создают ровный тон. Особое внимание следует уделить тем участкам тонального пятна, где графитные полосы меняют свое направление и могут образовать темные пятна. В этих местах следует несколько ослаблять нажим на карандаш.
Попробуйте выполнять это упражнение каранда­шами различной твердости. Подберите каранда­ши, наиболее подходящие вам для создания од­нородной тушевой фактуры разной тональной на­сыщенности.
По сравнению с фактурой тонального пятна, вы­полненного в штриховой технике, фактура тушевого пятна вялая, маловыразительная и совершенно ин­дифферентная к особенностям формы, пластике ее поверхности, поэтому в архитектурном рисунке тех­нику тушевки обычно применяют в сочетании со штрихом. Так, формируя плотное насыщенное то­нальное пятно, тушевкой создают основу (подлож­ку), а затем штрихом добирают полную силу тона, одновременно выявляя особенности изображаемой формы. Прокройте некоторые затушеванные плос­кие фигуры несколькими (2— 3) слоями штриха.
Сравните полученные фактуры.