Тональный рисунок шара
Тональный рисунок шара

Научимся создавать на листе обьем шара при помощи тона.

Изобразите на листе , постройте падающую тень, тонируйте , проявляя обьем шара.

Линия собственной тени шара, освещенного одним источником света, проходит по окружности, точки которой определяются касанием лучей света к поверхности шара. Плоскость этой окружности перпендикулярна лучу света, идущему от источника света через центр шара (рис. 4.62).

Падающая тень от шара на плоскость всегда будет тенью от окружности. Тень от окружности – , который и в перспективном рисунке изображается в виде эллипса. Построение падающей тени от шара по своему принципу не отличается от построения падающих теней других геометрических тел. Сложность заключается в том, что и линия собственной тени на шаре, и ее проекция на плоскость, необходимые для построения падающей тени, рисуются по ощущению и не могут служить основой для точного построения. Поэтому, зная, что падающая тень от шара на плоскость всегда имеет форму эллипса, обычно ее так и изображают – в виде эллипса, определяя его размер при помощи двух касательных к шару лучей, а направление – в зависимости от положения источника света (рис. 4.63).

Тональный рисунок шара
Тональный рисунок шара

Самое темное место на поверхности шара – граница света и тени, она становится еще темнее ближе к зрителю. Теневая поверхность шара высветляется отраженным светом. Самое светлое место всегда располагается вокруг точки пересечения ее лучом света, идущим через центр шара. Это самое светлое место может быть больше или меньше в зависимости от кривизны поверхности шара. От самого светлого места освещенность поверхности шара постепенно снижается во всех направлениях, переходя через зоны полусветов и полутеней в собственную тень.

Как и в примере с другими геометрическими телами, относительно светлое место на шаре характеризуется наибольшим количеством лучей света, отраженных поверхностью предмета в глаз зрителя (блик), следовательно, его расположение меняется в зависимости от положения зрителя. Линии собственной и падающей теней, а также зона рефлекса остаются неизменными при изменении точки зрения. Падающая тень от шара становится темнее по направлению к зрителю и к самому шару. Рассмотрите примеры тонального решения шара с различным положением источника света на рис. 4.64 и 4.65.

Объективные закономерности возникновения светотени и субъективные особенности ее восприятия, понятые на примере простых геометрических тел, освещенных точечным источником света, помогают сознательно анализировать и изображать более сложные пластические формы, находящиеся в различных условиях освещения. Зная законы распределения светотени и представляя строение формы, вы сможете отбирать существенное для ее изображения, подчеркивая или ослабляя те или иные светотеневые градации в зависимости от поставленной задачи.