«…человеческое тело не может быть вычерче­но с помощью линейки и циркуля, но должно быть нарисовано от точки к точке».
Альбрехт Дюрер

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ. Чтобы научить­ся проводить прямые линии определенного направ­ления, сначала задайте это направление двумя точ­ками, а затем проведите линию «от точки к точке».
Заполните такими линиями весь лист.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ.

Чтобы вести рисунок «от точки к точке», важно с са­мых первых ученических работ понимать роль и зна­чение точки как первоосновы всего сущего в окру­жающем нас мире. Альбрехт Дюрер так писал об этом: «В воображаемых или реально существующих предметах можно измерять три вещи: во-первых,
длину, не имеющую ни ширины, ни толщины; во-вторых, длину, обладающую шириной; в-третьих, длину, имеющую и ширину, и толщину. Началом и
концом всех этих вещей является точка. Точка же — это такая вещь, которая не имеет ни величины, ни длины, ни ширины, ни толщины. И все же она есть начало и конец всех телесных вещей, которые мо­гут быть сделаны или представлены в воображении.

Как известно, тем, кто понимает в этой науке, точка не занимает никакого места, ибо она неделима, од­нако в наших чувствах и мыслях она может быть по­мещена в любом конце или месте. Ибо я могу мыс­ленно забросить точку высоко в воздух или поме­стить в глубину, которой я сам не могу достигнуть» [А. Дюрер, с. 44, 45].
Ученик, только начинающий свой путь в рисунке, наверное, не может осознать во всей полноте это невероятно емкое философ­ское высказывание, ибо сделать это возможно толь­ко через личный опыт и достаточную практику. Од­нако следует с самого начала своего творческого пути в рисунке воспитывать в себе новое, трепетное и осмысленное отношение к привычным и, казалось бы, давно знакомым вещам. В таком отношении к основным элементам рисунка — точке и линии — ле­жит начало подобного отношения и к изображаемой натуре, т.е. ко всему миру, вас окружающему. Имен­но так переосмысливали мир величайшие художни­ки Возрождения: Микеланджело, Леонардо, Дюрер, известные как исследователи и ученые. Каждая ли­ния в их творчестве есть плод глубоких размышле­ний и изучения натуры.

Линия, проведенная «от точки к точке» (по выра­жению замечательного русского рисовальщика и педагога П.П. Чистякова «отсюда — сюда») лежит не
только в основе изображения, но и в основе слож­нейших процессов восприятия, изучения и понима­ния натуры (конечно, если речь идет не о живописи, где художник и воспринимает, и изображает пятна­ми цвета). Прежде чем изображать что-либо, рисо­вальщик должен внимательно рассмотреть объект рисунка: глаз как бы ощупывает, осязает объект, скользя по его поверхности, фиксируя основные точки и линии: «…сам глаз сознается нами как дви­гающаяся точка…» [В.А. Фаворский, с. 75]. Одно­временно мозг анализирует конструкцию, выявляя ее структуру: маяки (опорные точки), оси, линии пе­релома формы. Объект, первоначально восприни­маемый как поверхность, «замыкающая какую-то неведомую, темную для нас массу», становится пространственной формой, «в которой каждая внут­ренняя точка живет вместе со всеми другими одним каким-то законом» [В.А. Фаворский, с. 84]. Рисунок, отражающий такое понимание натуры, наполнен осями симметрии и линиями, обозначающими структурные связи между точками (его еще называ­ют линейно-конструктивным). Такой рисунок, ана­литический и исследовательский, позволяет перей­ти от рисунка с натуры к рисунку по представлению.
Однако существует мнение, что такой «пере­полненный» знаниями, построением, измерением и внутренней структурой рисунок уже нельзя на­звать рисунком, скорее это — чертеж, что надо больше доверять своим ощущениям, подобно ве­ликим рисовальщикам прошлого. Обратимся еще
раз к словам А. Дюрера: «… если при рисовании без измерения рука твоя из-за спешки обманет тебя, тогда твой разум, благодаря верному глазо­меру и знаниям, которыми ты в совершенстве вла­деешь, сделает твою ошибку совсем малой, и ты станешь сильным в своей работе и избежишь больших ошибок, и картина твоя будет всегда ка­заться соответствующей истине. Если же у тебя нет настоящих основ, тебе не удастся сделать ничего
хорошего, какой бы свободы ни достигла твоя рука.
Также благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него» [А. Дюрер, с. 19].

Надеемся, что и вы, обогащенные знаниями, почерпнутыми из этого задания, уже иначе отнесе­тесь к рисунку линии «от точки к точке». И если это
так, то сначала изобразите две точки на неболь­шом (7— 10 см) расстоянии друг от друга, а затем соедините их прямой линией. Линия должна постепенно, мягко появляться на листе, проходить через намеченные точки и плавно исчезать. Выполняя за­дание, старайтесь смотреть не на кончик каранда­ша, а на точку, в которую вы ведете прямую. Если линия не пришла в заданную точку или получилась недостаточно прямой, то сначала исправьте ее или проведите новую, а затем уберите лишнее при по­мощи ластика. Постепенно увеличивайте расстоя­ние между точками. При необходимости проверяй­те линии, изображенные на вашем рисунке, при по­мощи линейки или листа бумаги.